История Курского края

 

Курский край в XVI - XVII в.

Население огромных территорий лесостепи, вошедших в состав Московского государства, было относительно невелико. От вражеских набегов оно укрывалось за стенами небольших городков-крепостей , под защитой лесов и болот в стороне от татарских шляхов. С конца XVI в. начинается новое освоение этих земель, как вольное, так и государственное. Сюда шли и искатели свободной жизни - по собственной воле, и служилые люди - по государеву приказу. Именно сочетание этих двух потоков колонизации и придало населению Курского края ту пестроту, какой отличалось оно в XVII столетии, да и позднее. Ещё в начале ХХ в. на территории края этнографы выделяли различные по диалекту, одежде, обрядам группы крестьянского населения, так называемых саянов, цуканов, горюнов.

Новые города и сёла заселялись прежде всего путём принудительной отправки туда жителей внутренних уездов России. Их в приказном порядке сводили со старого места жительства на новое, отчего они и получили название сведенцы. Столь же принудительно отправлялась на новое место жительства и ещё одна категория населения порубежного края - ссыльные. Ещё в 1582 г. был издан царский указ, согласно которому "тех, кто в суде лжёт и составит ябеду", следовало бить кнутом, а потом "написать в казаки в украйные города Севск и Курск".

Одновременно шло вольное заселение свободных земель Юга. Добровольные поселенцы, сходившиеся сюда, именовались здесь сходцы. Курские и белгородские воеводы из-за нехватки личного состава своих полков и вспомогательных служб охотно принимали на службу добровольцев - служилых людей, посадских и крестьян, не особенно интересуясь тем, откуда и почему они сбежали сюда. Помимо переселенцев, важной составляющей населения Курского края являлись и его коренные жители - севрюки (т. е. потомки летописных северян). Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные". До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей.

Помимо сведенцев, сходцев и ссыльных, немалую роль в заселении степной окраины сыграли выходцы из-за рубежа Московских владений - прочане, переселившиеся сюда из пределов Польско-Литовского государства (Речи Посполитой). Черкасы, как тогда называли украинцев, приходили на территорию Московского царства спасаясь от религиозного и национального гнёта польского шляхетства, в поисках вольных земель или как поселенцы польских магнатов, расширявших свои владения за счёт спорных земель.

Ради закрепления на новых местах прочан им предоставлялись различные льготы: они освобождались от податей, торговых пошлин, им даровалось право свободно заниматься винокурением. Из-за этого и сами поселения их назывались слободами. Особенно много их было основано в нижнем Посеймье - в окрестностях Путивля, Суджи, Мирополья. Там селились выходцы из Нежина, Прилук, Ромен, Смоленска, Глухова, Дашева, Умани, Гадяча, Лохвицы и даже Вильно и Львова. Были среди них и белорусы, потомки которых оставили на территории Курского края особую этнографическую прослойку среди крестьян - горюнов.

Вольные и малонаселённые земли, лежавшие на пути к Дону, особенно влекли к себе, вполне естественно, тех, кто был не в ладах с законом, тех, кто бежал от крепостной зависимости. Беглые составили особую группу в населении Порубежья. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие предпочитали вольную жизнь. Иные подавались в разбойники, которых немало бродило по степям.

Особую роль сыграла в освоении края колонизация монастырская. Монастыри - Молченская Софрониева пустынь под Путивлем, Николаевский монастырь в Рыльске, Троицкая девичья обитель в Курске и другие - являлись крупными землевладельцами и весьма заботились о привлечении населения на свои угодья. Монахи зазывали на свои земли переселенцев, выпрашивали у властей в дар уже населённые местности, закабаляли крестьян ссудами под проценты.

Нельзя не отметить и ещё одну важнейшую функцию, которую несли на себе как монастыри, так и в целом все тогдашние священнослужители. Именно они являлись в тот период основными распространителями и хранителями грамотности на Руси. Даже спустя столетия, вплоть до середины XIX в. ведущую роль в деле народного образования продолжали играть "мастера грамоты" - дьячки и дьяконы приходских церквей, обучавшие детей в духе обычаев XVII столетия.

Курские земли лежали на рубеже леса и степи. По направлению к югу леса постепенно уступали место бескрайним степям, переходя от сплошных массивов к отдельным рощам в оврагах, балках и по берегам рек. Поселения тут встречались всё реже. Начиналось Дикое Поле. По его просторам круглый год, зимой и летом, бродили во множестве разбойничьи шайки "воровских людей" и хищные чамбулы татар. По водоразделам рек проходили проторенные татарами сакмы и шляхи. Через Курский край пролегали важнейшие из этих военных троп, которые вели от татарских кочевий к русским городам и сёлам - Муравский шлях, Изюмская сакма, Кальмиусская сакма. К Рыльску вёл Бакаев шлях, названный так по имени знаменитого в своё время Бакая-мурзы. По ним приходили степняки на русскую землю и по ним они возвращались, уводя в неволю толпы пленников, увозя награбленное добро. Помимо татар, беспокоили порубежье и украинские казаки - "воровские черкасы". Если для крымцев основной целью нападений был людской полон, то черкасы обычно ограничивались грабежами в приграничной зоне. Кроме того, своевольные польские магнаты, имея в своём распоряжении сильные надворные войска, вполне могли себе позволить вести на пограничье собственную войну.

Московское государство принимало меры по охране своих южных пределов. Ещё в середине XVI в. учреждается постоянная сторожевая служба. Из порубежных городков высылались в Дикое Поле отряды служилых людей, которые должны были отыскивать татарские сакмы и следить за передвижениями врага. В борьбе с татарами снискали себе славу многие курские порубежники. Наиболее громкой была она у курского казачьего головы Ивана Антиповича Анненкова. Он сражался на степной границе начиная с 1615 г.

Особый размах приобрела пограничная борьба в середине XVII в., когда крымские и ногайские татары совершили ряд нашествий на южное порубежье Московского царства.

Беспрестанные набеги татар и украинских казаков вынудили московские власти предпринять грандиозное строительство новой мощной оборонительной линии - Белгородской Черты в 1635-1653-х годах. Она протянулась на 800 км - от верховий Ворсклы до Дона и далее, на северо-восток, вдоль реки Воронеж к Цне. В состав её вошло 27 городов-крепостей, не считая более мелких опорных пунктов. Умело используя рельеф местности и прочие природные особенности края, строители применяли разнообразные типы укреплений, связанные между собой в единую цепь. Участки между городками и естественными преградами - реками, лесами, болотами - перекрывались насыпными валами, которые пересекали татарские сакмы и шляхи, закрывая степной коннице путь вглубь российских уездов. После завершения строительства Черты Курск оказался в тылу оборонительной линии, но отнюдь не потерял своего значения как пограничной крепости. Ещё немало лет курским служилым людям было суждено стоять на страже, зорко оберегая пределы края от вражеских набегов и вторжений.

Постоянным противником Московского царства на юго-западе было Польско-Литовское государство. Особенно обострилось противостояние двух держав в начале XVII в. Набеги мелких отрядов перемежались вторжениями крупных сил, осаждавших города Курского края и разорявших округи. Не раз подвергался вражеским нападениям и осаде сам Курск, однако, врагам ни разу не удалось его захватить. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. после восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны, отодвинуло границы от Курских земель, но не сразу устранило военную угрозу. После смерти Хмельницкого на Украине началась борьба казацких гетманов за власть. Это привело к усилению опасности набегов со стороны казаков и союзных им татар. Основную тяжесть войны нёс на себе Большой Белгородский полк, которым командовал курский воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский. В 1663 г. ему удалось нанести поражение войскам польского короля, дошедшим до Путивля и Рыльска. В 1667 г. между Речью Посполитой и Московским царством, равно истощёнными многолетней борьбой, было заключено Андрусовское перемирие. Соглашение было достигнуто за счёт раздела украинских земель. Россия удерживала за собой Левобережье Днепра и Киев. Граница государства отодвинулась от курских рубежей. Служилые люди Курского края с честью выстояли в борьбе с умелым и опасным врагом, оставшись надёжным щитом южных рубежей России.

Стоянка Быки

Комплекс стоянок верхнепалеолитического времени у с. Быки (Курчатовский район) с 1996 г. исследуется сотрудниками Курчатовского городского краеведческого А.А. Чубуром и Н.Б. Ахметгалеевой.

Во время раскопок были обнаружены учеными остатки верхнепалеолитического жилища в виде котлована с почти отвесными стенками диаметром около 5 м и глубиной до 1 м. По мнению А.А. Чубура, это жилище представляло собой уплощенную куполообразную полуземлянку, свод которой могли поддерживать упиравшиеся в неглубокие ямки деревянные опоры. Каркас из дерева и крупных костей был обтянут шкурами животных, на которые первобытные люди насыпали слой глинистого грунта. В центре жилища располагался очаг, над которым был помещен череп мамонта с отсутствующей затылочной частью. Череп мог одновременно придавливать края шкур по краям отверстия в центре свода и служить дымоходной отдушиной для очага. В южной части землянки располагался "летний вход" со ступенями. Предположительно, входное отверстие закрывалось большой плоской тазовой костью мамонта. В западной части землянки был прослежен узкий (менее 1 м) тоннель свыше 2,5 м длиной. Этим тоннелем обитатели жилища могли пользоваться в холодное время года, т.к. его конструкция позволяла им удерживать внутри постройки драгоценное тепло. Свод полуземлянки украшали черепа зубра, северного оленя и шерстистого носорога.

Кузина Гора

Одним из интереснейших юхновских памятников Днепровского Левобережья является исследованное А.Е Алиховой в 1955 - 1961 гг. городище "Кузина Гора" (Курчатовский район).

Городище "Кузина Гора" занимало выдающийся к р. Сейм мыс, один из склонов которого круто спускается к неширокой надпойменной террасе, а другой - к широкому оврагу. С напольной стороны городище защищали два вала и ров между ними. Первоначально на городище можно было попасть с двух сторон: с мыса и с напольной части. Въезд со стороны мыса представлял собой прегражденный двумя воротами узкий (1 - 1,2 м) четырехметровый коридор. Затем проход сужался до 60 см, а доступ на городище перекрывался тремя воротами или заслонами.

Въезд со стороны поля был более протяженным (44 м). Он проходил сквозь наружную оборонительную стену, затем пересекал валы и поднимался на площадку городища. Ширина в разных местах колебалась от 3 м до 80 см. В нескольких местах въезд перекрывался воротами.

Укрепления, защищавшие поселение, представляли собой два ряда частоколов. Одна из стен тянулась по краю площадки, а вторая шла от нее в 8-9 м по склону мыса. У въезда на городище стены изгибались в сторону площадки, образуя ворота, от которых по средней линии городища шел узкий проезд. Параллельно внутренней оборонительной стене были сооружены два узких (4 - 5 м) длинных коридорообразных дома, кольцом опоясывавших все городище. Внешние стены домов состояли из глубоко вкопанных бревен. Для большей устойчивости стен, примерно через каждые два метра были поставлены столбы. В помещение вело несколько входов. Внутри домов не было обнаружено следов перегородок, столбов и очагов. Входы защищала еще одна стена из вкопанных столбов. Получившийся коридор полутораметровой ширины соединялся у въезда с торцами домов. Вероятно, все это было сделано для того, чтобы сбить с толку ворвавшегося внутрь крепости врага, дать защитникам возможность перегруппироваться и снова вступить в бой.

Окруженная двумя "длинными домами" площадка городища была плотно застроена наземными постройками столбового типа. Интересно отметить, что на городище отсутствовали следы от очагов и хозяйственные ямы. Во время раскопок были обнаружены обломки сосудов, сельскохозяйственный инвентарь (серпы, зернотерки), оружие (кинжал, пластина от панциря, наконечники стрел), орудия труда (тесла, зубила, льячки, литейные формы), украшения и амулеты.

А.Е. Алихова смогла восстановить несколько этапов развития городища на Кузиной горе. Сначала оборонительные сооружения состояли лишь из трех рядов частокола с напольной стороны и, возможно, одного, защищающего поселение с мысовой части. Однако вскоре с напольной стороны между стенами "длинного дома", а также в промежуток между двумя оборонительными стенами были насыпаны земля и обожженная глина, а возводимые заново постройки передвинуты внутрь городища на четыре метра. В мысовой части был ликвидирован въезд и сооружены две сплошные стены.

Полученные во время исследования "Кузиной Горы" материалы позволили сделать вывод о том, что сильно укрепленное городище выполняло не только роль убежища, но и служило святилищем для обитавшей в его окрестностях родоплеменной группы.

Курская крепость

Курская крепость была поставлена в Курске в 1596 г. под руководством воеводы Ивана Полева и головы Нелюба Огарева. Известный краевед А.Н. Бочаров так рассказывает о ней:

"По своему очертанию крепость имела форму треугольника и расположена на крутом мысу, образованному рекой Тускарью, притоком Сейма, и Курой - притоком Тускари. Стены её были дубовые с пятью башнями: Пятницкой, Красной, Никитской, Въездной и Тускарной. Только недалеко от устья Куры, где склоны не так круты, как на восточной стороне, находился бастион Белград, обнесенный каменными стенами. Из всех башен Пятницкая была самой большой. Находилась она напротив современной Ленинской улицы. К воротам башни через ров был перекинут подъемный мост. Красная башня находилась в северо-восточном углу крепости, а Никитская в северо-западном. Две башни - Въездная и Тускарная - возвышались на восточной стороне. Из крепости к реке Тускарь прорыт подземный ход длиною 48 м, по которому в случае осады крепости противником можно было доставлять воду. Кроме того, в центре был вырыт глубокий колодец. За внешней стеной находился Знаменский монастырь, крепость в крепости, окруженный каменной стеной, построенный в конце первой половины XVII в.

На территории современной Красной площади и части Первомайского парка располагался рынок. В Междуречье Тускари и Кура находился посад, заселенный "черными людьми" - ремесленниками и торговцами. После строительства крепости возникли слободы: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая, где жили служилые люди - пушкари, стрельцы, казаки… Гарнизон крепости состоял из дворян, детей боярских, стрельцов, воротников, затинщиков".

Обучение грамоте

На дому у такого мастера обычно обучалось от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Вначале шло обучение чтению, потом, за отдельную плату, прививались навыки письма. "Учебная программа" состояла в изучении трёх книг - "Азбуки", "Часослова" и "Псалтыря", а оплата учительского труда была не повременной, а "от книги". Проработка азбуки стоила до двух рублей, часослова - до трёх, а псалтыря - от четырёх до пяти рублей. Помимо денег мастер получал от родителей школьника три воза дров и самые разнообразные угощения. Приводя мальчика в школу, родители вручали мастеру "хлеб-соль" - белую булку, водку и закуску. Каждый четверг ученик приносил наставнику "четверговое", на масленицу - сыр и масло, по другим праздникам - "праздниковое". Особым днём считалось 9 марта - поминовение 40 мучеников. В этот день полагалось принести в школу сорок бубликов, часть которых забирал себе мастер, а часть крошилась в постное масло и съедалась самими школьниками. Окончание изучения каждой из трёх "программных" книг кем-либо из учеников ознаменовывалось праздничной кашей. Родители приходили в школу, вручали мастеру горшок пшённой каши, поверх которой клали условленную плату. Кашей угощались товарищи ученика, отчего и происходит слово "однокашники". Опустевший горшок торжественно разбивался во дворе, после чего ребят распускали по домам. Таких праздников за год могло быть несколько, поскольку ученики начинали и заканчивали обучение в разное время.

Порядки в школе поддерживались строгие, провинившихся наказывали розгами. При этом даже отличная успеваемость и примерное поведение не могли спасти школьника от неизбежной порки. Было принято каждую субботу сечь всех учеников подряд, одних строже, других слегка: "виноватых - в наказание за проступки, прочих - для науки, чтобы помнили, что учатся в школе".

Уникальный памятник письменности XVII в. был обнаружен в с. Капыстичи Рыльского района в 2001 г., когда при работах по восстановлению храма строители, подняв полы, обнаружили в основании колокольни надгробную плиту, украшенную орнаментом. Расчистка и обследование данной находки были произведены экспедицией Курского музея археологии в ходе охранных исследований городища летом 2001 г. Надгробие белокаменное, украшенное резьбой. Содержание надписи: "Лета 7150 года (1642) марта в 29 день преставис раба Божия Акилина Кирева дочь Юрьева жена Зеленина". В документах XVII в. упоминается рыльский дворянин "Юрья Булатов сын Зеленин - на коне в саадаке, да человек на мерине с пищалью с простым конем" - муж Акилины. В настоящее время данное надгробие является единственным памятником подобного рода, найденным на территории Курской области.

Осады и сражения XVII века.

Осада 1612 г.

Наиболее ярким событием Смутного времени стала для края осада Курска польско-казацким войском в начале 1612 г. Польско-казацкое войско, выйдя из Путивля, подступило к стенам Курска под вечер, сразу же ринувшись на приступ и захватив "большой острог". После этого к осаждённым был направлен парламентёр с предложением сдачи. На его угрожающую речь горожане и воевода Юрий Игнатьевич Татищев кратко отвечали, что города не сдадут, но скорее погибнут, защищая его.

Осада продолжалась уже третью неделю, на общем сходе куряне решили оставить крепость, пробиться через кольцо осады и укрыться в лесах за Тускарью. Была назначена и ночь для прорыва. Но накануне "спасского попа, что за речкою Куром [церковь], попадья услышав сей совет и желая от противных за се почесть себе восприяти". Она явилась во вражеский стан и раскрыла намерения курян. Польские гетманы решили поставить на месте предполагаемого прорыва отряд конницы. Одновременно планировалось начать общий штурм острога, покидаемого защитниками. Однако замысел этот не удался: в крепость пробрался некий перебежчик из вражеского лагеря, который и предостерёг горожан. Куряне оставили всякую мысль о бегстве и все силы обратили на оборону. Ночной штурм провалился и враг вновь отступил с большими потерями. На четвёртую неделю осады поляки решили было отступить от упрямой крепостцы. Но, когда они уже снимали лагерь и трубили войсковой сбор, к ним явился ещё один перебежчик - зять всё той же спасской попадьи. Он поведал гетманам, что горожане, опасаясь повторения ночных приступов, с вечера до рассвета бдят на стенах, "а в день всегда без боязни от труда опочивают". Обнадёженные этим неприятели повторили штурм, но и эта попытка кончилась безрезультатно. В конце концов врагу пришлось снять осаду и бесславно отступить от стен ветхой, но столь неприступной крепости. Курск остался прочным оплотом России на её южных рубежах.

Осада 1634 г.

Во время Смоленской войны Курск дважды пытались захватить казаки гетмана Яцко Острянина, а в январе 1634 г. под его стены подступила армия князя Иеремии Вишневецкого. Пройдя неприметно вдоль Сейма, он внезапно появился у переправы через реку примерно на месте нынешнего Сеймского моста. Тут стояли сторожа детей боярских и один из дозорных, Николай Мальцов помчался в Курск с невероятной вестью: поляки уже на Крымской стороне. Всё это было столь неожиданно, что воевода Пётр Ромодановский даже не поверил Мальцову и послал на проверку его сведений станицу во главе с Мартемьяном Шумаковым. Около урочища Глинище отряд Шумакова внезапно наткнулся на авангард армии Вишневецкого, которая, перейдя Сейм, уже строилась в боевые порядки. Шумаков, с обнажённой саблей, повёл храбрых детей боярских в отчаянный натиск на передовые отряды неприятеля. После скоротечной жестокой схватки станичники отступили к городу, подхватив своего изрубленного предводителя. Передовые польские полки приблизились к городу и с ходу ринулись на штурм Меловой башни, возвышавшейся на краю мыса при слиянии Кура и Тускари. Взойдя на башню, поляки водрузили там своё знамя, но этим исчерпались их успехи. Вишневецкий вынужден был перейти к осаде, разорил окрестности, но главной своей цели не достиг.

Нашествие 1643 г.

Крымское нашествие обрушилось на Курский край в начале мая 1643 г. Татары появились под самим Курском на Стрелецких полях, а 14 июня налетели на Ямскую слободу под Курском. Вернувшись в свои кочевья с богатой добычей, татары хвалились, что только под Курском взяли они ясыря "несчётно". В августе-сентябре 1644 г. орда до 40 тысяч татар разорила Рыльский и Путивльский уезды, погромив мелкие отряды служилых людей, описав гигантскую петлю на протяжении не менее тысячи километров и угнав в неволю более 10 000 пленников.

Сражение 1645 г.

Столь же страшный погром обрушился на Курский край зимой 1645 г. Из степей шли тревожные вести и власти старались по мере возможностей подготовиться к грозящему бедствию. В Курск прибыли новые воеводы - опытные воины князь Семён Романович Пожарский и Андрей Тимофеевич Лазарев. Орда показалась на Муравском шляху под Белгородом 18 декабря 1645 г. От основного корпуса отделилась тысяча ногайцев Элмурзы Урмаметова, которая перешла Сейм у самого Курска и зажгла окрестные сёла. Ногайцы ворвались в Ямскую слободу, запалили дома и ограбили местную Введенскую церковь. Князь Пожарский во главе курских ратников выступил навстречу степнякам. Отогнав ногайцев от стен Курска, он сумел в одной из схваток пленить самого Элмурзу, а 23 декабря отбил у татар угнанный полон. После этого воевода поспешил на выручку жителей уезда. Происходит решительная битва, крымцы терпят поражение, потеряв несколько своих видных мурз. Свободу получило 2 700 пленников.

 
Весь Интернет-Курск Rambler's Top100